Содержание дисциплины ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА

по курсу ЯХТЕННЫЙ РУЛЕВОЙ с ключевыми словами

(для поиска в интернете в дополнение к тексту "содержания" рекомендуется использовать ключевые слова, выделеленные курсивом)

 

  

 

  РАЗДЕЛ: Теория и устройство спортивного парусного судна

2.1. тема: Общие понятия и классификация спортивных парусных судов

2.1.1. Общая классификация парусных и парусно-моторных судов по назначению.

спортивное судно, прогулочное судно, гидроцикл, мотолодка, катер, морское прогулочное судно, крейсерская яхта

 

2.1.2. Швертботы, компромиссы, килевые яхты, многокорпусники.

Швертбот, компромисс, килевая яхта, катамаран, тримаран

 

2.1.3. Типы парусного вооружения, их основные преимущества и недостатки.

Кэт, шлюп, тендер, йол, кеч, шхуна, бермудское вооружение, гафельное вооружение, рейковое вооружение, латинское вооружение

 

2.2. тема: Конструкция спортивного парусного судна

2.2.1. Основные характеристики судна, площадь парусности

Главные размерения судна, конструктивная ватерлиния

Линейные характеристики судна, длина габаритная, длина по корпусу, длина по ватерлинии, ширина габаритная, ширина по корпусу, ширина по ватерлинии, осадка, осадка корпусом, высота надводного борта, высота от ватерлинии

Объемные и весовые характеристики судна, водоизмещение объемное, водоизмещение весовое, дедвейт, брутто регистровая вместимость

Регистровая тонна

 

2.2.2. Судостроительные конструкционные материалы (сталь, легкие сплавы, пластик, дерево, армоцемент), их преимущества и недостатки.

Деревянные суда, стальные суда, суда из легких сплавов, пластиковые суда, армоцементные суда

 

2.3. тема: Конструкция корпуса

2.3.1. Общие понятия о конструкции корпуса судна. Названия основных частей корпуса судна

Форпик, ахтерпик, бак, ют, кокпит.

 

2.3.2. Продольный набор, поперечный набор.

Киль, кильсон, стрингер, привальный брус, карлингс

Шпангоут, флор, бимс, полубимс, конструктивная шпация

Комингс, кница

 

2.3.3. Обшивка корпуса и палубный настил.

Шпунтовый пояс, ширстрек, бархоут, растяжка обшивки

Ватервейс, мидельвейс, равендук

 

2.3.4. Надстройка, рубка, люк, кокпит.

Самоотливной кокпит, сдвижной люк, иллюминатор, бычий глаз 

 

2.4. тема: Судовые устройства

2.4.1. Рулевое устройство. Навесной, балансирный, полубалансирный рули. Основные узлы рулевого устройства, типы приводов.

Перо руля, баллер, румпель, рулевой сектор, рулевой привод, гельмпорт, рудерпост, аксиометр,

Сорлинь, штуртрос

 

2.4.2. Якорное устройство. Типы якорей, их достоинства и недостатки. Мертвые якоря. Держащая сила. Якорные цепи, канаты, другие элементы якорного устройства.

Адмиралтейский якорь, якорь Брюса, якорь-плуг, якорь Холла, якорь Матросова/Данфорта

Части адмиралтейского якоря: шток, трент, веретено, рог, лапа,

Жвака-галс, якорный вертлюг, якорный клюз, брашпиль, шпиль, турачка, цепной ящик

 

2.4.3. Швертовое устройство.

Шверт, швертовый колодец, шверт-тали, шверцы

 

2.4.4. Швартовое и буксирное устройства. Канаты, точки крепления, другие элементы устройства.

Продольный, шпринг, прижимной, кранец 

Клюз, полуклюз, роульс, киповая планка, панамский клюз

Кнехт, битенг, утка, кофель-нагельная планка,

 

2.5. тема: Рангоут, такелаж и парусное вооружение

2.5.1. Конструкция паруса. Наименование частей и деталей косого паруса.

Шкаторина, ликтрос, боут, рифбант, рифштерт, серп паруса, латкарман, латы паруса, сквозные латы, булинь

Кренгельсы, люверсы, фаловая дощечка

Грот, стаксель, генуя, спинакер, геннакер

 

Крепление парусов к рангоуту и такелажу.

Ликпаз, стаксельный карабин, штаг-пирс

 

2.5.2. Рангоут. Названия и назначение основных деталей рангоута

мачта, гик, гафель, бушприт, стеньга, спинакер-гик,

Топ, шпор, пятка (гика, гафеля)

краспица, контр-краспица, мартын-гик

вант-путенс, штаг-путенс

степс, пяртнекс, стандерс

Наименование рангоута парусных судов

 

Материалы для изготовления рангоута, их достоинства и недостатки.

Рангоут из легкого сплава, деревянный рангоут, стальной рангоут, рангоут из углепластика

 

2.5.3. Такелаж. Стоячий такелаж.

штаг, ванты, ахтерштаг, бакштаг, фордун, топенант

наименование стоячего такелажа, основной штаг, топ-штаг, стень-штаг, контр-штаг, основные ванты, топ-ванты, стень-ванты, ромбо-ванты

талрепы, путенс, такелажноя скоба

Типы тросов и материалов, применяемых для изготовления элементов и деталей стоячего такелажа. Их достоинства и недостатки.

 

Бегучий такелаж.

фал, нирал, шкот, гитов, брас, галс, топенант, завал-тали, оттяжка

оттяжка канингхема, оттяжка барбара

Наименование снастей бегучего такелажа

 

Типы тросов и материалов, применяемых для изготовления элементов и деталей бегучего такелажа. Их достоинства и недостатки.

Дельные вещи

Блок, устройство такелажного блока, щека блока, шкив блока, кип, канифас-блок, погон гика-шкота, погон стаксель-шкота, стопор кулачковый, стопор зажимной, стопор щелевой, обух, рым, такелажная скоба, «мочка», утка

 

2.6. тема: Судовые энергетические установки

2.6.1. Типы механических двигателей, применяемые на судах.

Двухтактные и четырехтактные двигатели внутреннего сгорания

Бензиновый двигатель, дизельный двигатель, лодочный подвесной мотор

Обороты холостого хода, минимальные обороты, максимальные обороты

Режим минимальных оборотов, режим максимального хода, режим полного хода, режим экономхода, режим крейсерского хода

 

2.6.2. Марки топлива, используемые в судовых двигателях. Их сравнительные достоинства и недостатки.

Дизельное топливо, бензин, топливная смесь для двухтактных двигателей.

Моторное масло для дизельных и бензиновых двигателей. Моторное масло для бензиновых двухтактных двигателей. Марки масла для редукторов.

 

2.6.3. Типы приводов. Реверс-редуктор.

Пропульсивный комплекс, механический привод гребного вала, гидравлический привод гребного вала, электрический привод гребного вала

гребной винт, гребной винт фиксированного шага, гребной винт регулируемого шага, гребной складной винт, гребной винт с поворачивающимися лопастями

Реверс-редуктор катера и яхты

 

2.6.4. Гребной вал, валопровод, валолиния, дейдвуд, упорный подшипник, дейдвудное уплотнение.

Конструкция, правила эксплуатации.

 

2.6.5. Привод "Сэйл-драйв".

 

2.6.6. Донно-забортная арматура. Конструкция, правила эксплуатации.

Клапан, клинкет, шпигат, кингстон

 

2.6.7 Системы охлаждения судовых ДВС. Контролируемые параметры.

Рабочий диапазон температуры охлаждающей жидкости ДВС.

Рабочий диапазон давления масла судовых ДВС.

 

2.7. тема: Судовые системы

2.7.1. Осушительная системы, состав. Трубопроводы, помпы, шпигаты, типы насосов (диафрагменный, поршневой, центробежный, шестеренчатый), датчики уровня.

 

2.7.2. Системы водоснабжения их состав.

Устройство судового танка, заливная горловина, смотровая горловина, воздушная трубка

 

2.7.3. Сточно-фановая система, принципиальные схемы и основные требования. Сборные танки сточных вод. Правила безопасности при эксплуатации судовых унитазов.

 

2.7.4. Система вентиляции. Схема циркуляции воздуха. Вентиляция моторных отсеков и камбуза. Типы вентиляторов.

Вентиляторы дорадо,

 

2.7.5 Камбузное оборудование малых судов. Эксплуатация камбузного оборудования на жидком топливе и газе. Правила пожарной безопасности при эксплуатации судового камбузного оборудования.

 

2.7.6 Противопожарные требования к спортивным парусным судам. Типы огнетушителей, правила обращения. Кошма, вода, объемное пожаротушение.

Порошковый огнетушитель, углекислотный огнетушитель, системы пожарной сигнализации

 

2.8 тема: Электрооборудование судна

2.8.1. Электроснабжение судна. Главный распределительный щит. Основные потребители. Баланс энергопотребления.

 

2.8.2 Судовые источники электроэнергии. Береговое питание. Аккумуляторы (кислотные, щелочные, гелевые) , правила обслуживания.

 

2.8.3. Понятие об основном и аварийном электропитании. Приоритеты потребителей электрической энергии.

 

2.9. тема: Общие понятия теории судна и паруса

2.9.1. Теоретический чертеж корпуса судна. Названия и определения основных плоскостей и линий, точек. Центр тяжести, центр величины, центр парусности, центр бокового сопротивления.

Основная плоскость, диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута, теоретический шпангоут, шпация, ватерлиния, батокс, проекция бок, проекция корпус, проекция полуширота

Посадка судна, дифферент, крен

 

2.9.2. Линейные, объемные, весовые, характеристики судна. Коэффициенты полноты.

Коэффициент полноты площади ватерлинии, коэффициент полноты площади мидель-шпангоута, общий коэффициент полноты

 

2.9.3. Мореходность судна. Основные мореходные качества

ходкость, управляемость, плавучесть, остойчивость, непотопляемость

 

2.10. тема: Продольная и поперечная остойчивость 

Остойчивость формы и веса. Плечо остойчивости и восстанавливающий момент.

Кренящий момент

Диаграмма статической остойчивости. Изменение вида кривой в зависимости от взаиморасположения центра тяжести и центра величины.

Начальная остойчивость. Метацентрическая высота. Период собственных колебаний судна.

Изменение остойчивости от приема/выгрузки груза.

Изменение остойчивости от подвешенного груза и приема воды со свободной поверхностью.

Изменение остойчивости при посадке судна на мель.

Потеря осадки, потеря водоизмещения

 

2.11. тема: Плавучесть и непотопляемость

2.11.1 Возникновение силы плавучести.

 

2.11.2. Водоизмещение весовое и объемное. Водоизмещение в пресной и солёной воде.

 

2.11.3. Запас плавучести. Обеспечение плавучести килевых яхт, швертботов, многокорпусников.

 

2.12. тема: Качка

2.12.1. Виды качки, причины, вызывающие качку.

Резонансная качка,

2.12.2.Изменение мореходных качеств при качке. Ускорения при качке.

 

2.13. тема: Сопротивление воды

2.13.1. Составляющие сопротивления движению судна.

2.13.2. Понятие о волновом сопротивлении.

2.13.3. Понятие о сопротивлениях трения и формы.

2.13.4. Понятие о сопротивлении на волнении.

2.13.5. Понятие о динамических силах поддержания.

2.13.6. Силы и моменты, действующие на парусное судно при движении (боковое сопротивление, центр парусности; взаиморасположение точек приложения сил тяги, дрейфа, сопротивления корпуса).

 

2.14. тема: Теория паруса

2.14.1. Основы теории крыла.

Подъемная сила, угол атаки

 

2.14.2. Раскладка сил, их названия, изменение в зависимости от угла атаки. Раскладка сил, действующих на парусное судно, при движении на различных курсах.

Сила тяги, сила дрейфа, сила лобового сопротивление, сила бокового сопротивления

 

2.14.3. Влияние формы паруса на возникающие на нем силы.

2.14.4. Понятие о центровке судна. Изменение центровки в зависимости от угла крена.

 

2.15. тема: Управляемость судна под парусами

2.15.1. Общие понятия об управляемости судна.

2.15.2 Действие руля, влияние формы корпуса, площади руля и его размещения на управляемость судна.

2.15.3. Разложение сил на пере.

2.15.4. Влияние взаимного положения центра величины, центра бокового сопротивления и центра парусности на управляемость судна.

2.15.5. Управляемость судна на волнении.

2.15.6. Понятие о влиянии формы корпуса на мореходность и управляемость.

 

2.16 тема: Требования Специальных правил ИСАФ

2.16.1. Определения, применение и основные требования.

2.16.2. Категории гонок и районы плавания, общие требования, крепление оборудования.

2.16.3. Конструкция судна. Расположение на судне и основные характеристики, технические требования безопасности к люкам и входам, релингам и леерам.

2.16.4. Штормовые паруса. Конструкция, условия хранения и использования.

2.16.5. Обозначения на парусах.

.

Наши контакты

Санкт-Петербург, поселок Лахта, ул. Береговая, д. 19, лит. А. Здание яхтенного порта «Геркулес»

  • dummy+7 (921) 995-11-32

  • dummy Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подпишитесь на новости!

© Copyright Петербургские Мореходные Классы 2019.